Мифология и настоящее

Открыв сегодня календарь событий я был удивлён: сегодня в старину отмечали день Василиска - мифического животного с головой петуха, туловищем и глазами жабы и хвостом змеи. Даже в эпоху цифровых технологий и индустриализации люди не забывают о фольклоре и эпосе. Мифология, как главная и, наверно, самая старая ветвь народного сказания, не уступает в степени заинтересованности современным технологиям.  Данная статья как раз и посвящена мифологиям некоторых культур древнего мира. На мой взгляд, традиции и история древних цивилизаций, сохранившиеся в мифологии, по праву составляют фундамент мировоззрения современного человека. В древних сказаниях заложены все ключевые аспекты бытия: великая любовь и ревность; горечь предательства; конфликт старого и нового поколений; мужество, граничащее с жестокостью, мужчин; проказы шутов и плутов; таинство смерти, загробная жизнь, включая реинкарнацию душ, а также жизнь после смерти; влияние магии на разум и тело; страсть к странствиям; смертельные схватки с чудовищами;  и, пожалуй самое важное — желание постичь сущность бытия.


Галопом по народам

О попытках понять всю сложность мира свидетельствуют мифы древних народов, некогда живших в Месопотамии. Природные стихии постоянно грозили гибелью населению этих стран, поэтому их мифы показывают жизнь как непрерывную борьбу человека с силами хаоса. Так, аккадская Тиамат, чудовищное воплощение первобытного мирового хаоса-океана, погибает в яростной битве с богом Мардуком, который после победы в сражении сотворил мир. Характерной особенностью восточных мифологий является представление предков о загробной жизни человека как о продолжении земной. Это ярко отразилось в мифах о царстве мертвых, о загробном суде справедливого египетского бога Осириса, свирепого индийского владыки мира мертвых Ямы и японского демона ада Эмма-о.

 
 

Богиня Тиамат
Прометей

По-иному трактуются эти извечные вопросы в мифах Кельтики, Скандинавии. И в нашем веке людей волнует старая как мир история Эдипа, убийцы отца поневоле; приключения Ясона, пересекшего Черное море в поисках волшебного золотого руна; судьба Елены, прекраснейшей из женщин, которая послужила причиной Троянской войны; странствия хитроумного Одиссея, одного из храбрейших греческих воинов; история титана Прометея, даровавшим людям божественный огонь; удивительные подвиги могучего Геракла, а также истории великого множества других персонажей. Своеобразие кельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идет о героях, и меньше — о богах. Однако мифы кельтов достаточно драматичны: так неспособность Кухулина на миг остановиться и задуматься о последствиях, привела к тому, что он своей рукой убил Конлайха, родного сына.

В отличие от кельтов народы Северной Европы в своих сагах не создали ярких драматических традиций. Они почитали своих небесных богов, главным из которых считался Один, одноглазый верховный бог. По приданиям, Один восседал в зале замка в Вальхалле, куда валькирии приносили души умерших на полях сражений викингов. Кроме него выделялись Тор - бог грома и молнии, Тюр - бог войны, Локи - хитрый и зловредный бог огня, Фрейя - богиня любви и красоты, Скади - суровая богиня охоты, и другие. Великим героем скандинавских преданий был Тор, гроза великанов, воинственный крушитель вражеских черепов, обладатель чудесного молота Мьёлльнира. Однако мифы в своей драматичности и фатализме, демонстрируют невозможность смертных или богов противостоять субльбе: Один не может справиться с неизбежной гибелью всех богов в день Рагнарёк; кельтский бог солнца Луг не может спасти своего сына Кухулина от гибели; и даже Зевс, верховный бог древних греков, был обязан лишь следить за ходом предсказанных событий.

Бог Один

Славяне

Иной, по-своему интересный взгляд на мир отражен в мифологии славян: их боги обитали на небесах, а духи природы жили рядом с человеком: в доме, в поле, в лесах и реках. Это домовые, полевики, лешие, русалки, водяные, банники. К тому же особым почетом у славян пользовались древние духи предков своего рода или общины — во время своеобразных ритуальных обрядов им подносилась первая ложка и первый кубок. Таким образом, даже в эпоху наиболее развитых мифологических представлений в народном сознании сохранялась память о самых архаических пластах верований своих предков. В настоящее время широкое распространение получила идея, согласно которой поединок Перуна со змеем представляет собой славянский вариант главного индоевропейского мифа о борьбе небесного всадника-богатыря со змеевидным врагом. Действительно, изображения всадника, копьем поражающего змея, мы можем встретить в Европе повсюду - этот миф был ассимилирован христианством, приняв вид поединка святого Георгия с драконом. Изображение всадника-копьеносца, у ног которого извивается змей, мы можем видеть, например, на современном гербе Москвы, а также на копейках, повторяющих форму тех, что были впервые отчеканены в 1534 году. Все это свидетельствует о невероятной живучести древних образов, которые, потеряв свое первоначальное осмысление, продолжают жить среди нас как важнейшие символы нашего сознания.

Перун

В 988 крещение Руси совершилось, однако языческие поверья были вытеснены новой верой далеко не сразу. Еще около двух веков сохраняло так называемое двоеверие, когда поклонение языческим божествам сочеталось со строительством христианских храмов и утверждением нового религиозного сознания. В виде различных народных обрядов и игр остатки славянской мифологии сохранились вплоть до ХIХ века, когда они были исследованы и осмыслены этнографами. Следы сюжетов древнеславянской мифологии сохраняют также былины, волшебные сказки, загадки, узоры на традиционных народных вышивках, резьба по дереву и многие другие проявления народного творчества. Многие из образов, порожденных славянским язычеством, мирно сосуществуют с веком научно-технической революции, и мы настолько привыкли к ним, что даже не замечаем их необыкновенности.


Как итог

Идет время, однако мифы, первичный пласт культурной жизни человечества, продолжают привлекать наше внимание, поскольку в этих древних сказаниях по-прежнему можно разглядеть глубинную суть бытия. Вы можете спросить, а к чему всё это разглагольстовование ? А я Вам отвечу: идеи для индивидуализации своих изделий можно почерпнуть из истории - и, на мой взгляд, мифология самый яркий тому пример. А с помощью сублимационной или шелкотрафаретной печати мы поможем Вам воплотить эти идеи в жизнь!

Сверху